СОТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТА

Юлия Александровна Сергеева

В учреждениях дополнительного образования много возможностей для проявления свободы творчества и учащихся, и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки. Художественное направление обладает огромным воспитательным потенциалом, содействует развитию духовного мира учащихся. В этом случае особенно значима организация на занятиях совместного творчества педагога и учащихся, которое обеспечивает их продуктивное взаимодействие, совместный творческий рост. Такое взаимодействие способствует преодолению конфликтов, снятию напряженности и агрессивности. Это происходит за счет вербальных и невербальных проявлений, в результате действия психотерапевтической функции педагога дополнительного образования, в процессе реализации которой им применяются психологические, художественно-педагогические, коммуникативные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_yu.a._statya_1.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

СОТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В СОЗДАНИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТА

Сергеева Юлия Александровна,педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

        

                Стратегия сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся ставит своей целью воспитание личности творческой, социально активной, способной к саморазвитию. В ней присутствуют возможности для развития и саморазвития личности. Степень разработанности этого вопроса является достаточно высокой. Проблеме сотрудничества педагога и учащегося посвящали свои работы многие ученые отечественной и зарубежной педагогики. Среди них А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.

                Актуальность данной темы определяется необходимостью создания условий для развития и самореализации личности, формирования поколения, способного учиться всю жизнь, создавать и приумножать ценности общества. Эта задача, которая давно явилась перед педагогами нашей страны, побуждает к поиску новых педагогических технологий, к созданию такой образовательной среды, которая  бы обеспечила каждому ребенку возможность беспрепятственно реализовывать природные наклонности и качества, связанные с творчеством, способность быть самостоятельной и полноценной единицей общества и, как следствие, - стать субъектом своей жизнедеятельности.

        В учреждениях дополнительного образования больше возможностей для проявления свободы творчества и учащихся, и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки. Художественное направление обладает огромным воспитательным потенциалом, содействует развитию духовного мира учащихся. В этом случае особенно значима организация на занятиях совместного творчества педагога и учащихся, которое обеспечивает их продуктивное взаимодействие, совместный творческий рост. Такое взаимодействие способствует преодолению конфликтов, снятию напряженности и агрессивности. Это происходит за счет вербальных и невербальных проявлений, в результате действия психотерапевтической функции педагога дополнительного образования, в процессе реализации которой им применяются психологические, художественно-педагогические, коммуникативные технологии.

        Искусство движения и хореография, в частности, традиционно рассматривались в качестве составляющих духовной культуры человека.  Слияние танца и музыки - первооснова воспитания целостной, гармонично развитой личности. Обращение к опыту педагогов-новаторов позволяет определить несколько наиболее значимых педагогических систем эффективного протекания совместной деятельности педагога и учащихся. Это системы  А. Дункан, Ф. Дельсарта, Э. Ж-Ж. Далькроза, Р. Штайнера, К. Орфа,  Э. Фиш,  Ш.  Амонашвили.

        В системе сотворчества можно выделить следующие составляющие (блоки), внутри которых выстраивается область взаимодействия педагога и учащихся:

  • коммуникативный блок (способность и желание педагога услышать и понять каждого ребёнка как неповторимую индивидуальность; способность педагога почувствовать потребности коллектива индивидуальностей и создать на его основе коллектив единомышленников);
  • блок творческого взаимодействия (выработка единого замысла на основе творческих предложений каждого участника процесса; совместное предъявление готового творческого продукта на суд зрителей и ответственность каждого за качество данного продукта);
  • блок эмоционального взаимодействия (создание эмоционально комфортной атмосферы в творческом коллективе, изначальное доброжелательное отношение друг к другу, готовность к тому, чтобы помочь своему товарищу, способность к взаимодействию в процессе работы, стремление к радости, творческий подъем, воодушевление).

        Результат совместной творческой работы педагога и учащихся проявляется в возникновении и развитии таких качеств, как быстрое включение в творческий процесс, способность к творческому решению художественных задач, постижению хореографического  образа через полихудожественное взаимодействие разных видов искусства.

        Необходимо отметить, что педагогическая эффективность достигается при следующих условиях:

1) занятия проходят как единый процесс сотворчества педагога и детей;

2) занятия направлены на гармоничное развитие ребёнка не только методами художественного движения, но и с привлечением других видов искусства – литературы, музыки, живописи, театра и кино;

3) создание единого художественно-пластического и эстетического пространства взаимодействия на основе взаимопонимания, доверия и уважения педагога и ребёнка;

4) в результате занятий хореографией и сценическим движением ребёнок, преобразившись духовно и физически, будет стремиться к творческому изменению окружающего мира;

5) занятия хореографией и сценическим движением представляют собой целостную педагогическую систему, обращённую к действенной природе ребёнка, помогающей ему творить в художественно–пластическом и эстетическом пространстве, развивающей его как личность.

        Сотворчество педагога и учащихся можно оценить на трёх уровнях взаимодействия:

1. Начальный уровень: стремление к совместной творческой деятельности.

2. Более продвинутый уровень: продуктивная совместная работа, объединенная общими целями и задачами.

3. Наиболее высокий уровень, когда сотворчество проявляется в условиях свободной художественной импровизации, при этом каждая индивидуальность наиболее полно раскрывается в творческом проявлении, подчиняясь общему эмоциональному настрою и творческому замыслу.

        В данной системе сотворчества определяются возможности и пути самосовершенствования не только учащихся, но и педагога. Главным является новое состояние педагога и учащегося, которое проявляется в совокупности новых способностей, таких, как:

  • умение быстро включаться в творческий процесс;
  • умение ребёнка самому начинать и заканчивать предложенное действие;
  • способность к творческому решению музыкально-образных задач;
  • сформированное чувство общей полифонической среды и её гармонии.

        В студии танца «ГарДАрикА» реализуется несколько видов сотворчества педагогов и учащихся:

  • для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста используются игровые, образные техники, игровые задания и упражнения, плавно переходящие в обучающий формат;
  • учащиеся среднего и старшего возраста включены в работу над сочинением собственных танцевальных комбинации, этюдов, постановок. Раз в год в студии проходит концерт или конкурс детских хореографических работ, рожденных в совместном творчестве детей и педагогов;
  • работа над созданием репертуарной постановки

        На последнем виде сотворчества остановимся подробнее.

  • Прежде, чем приступить к постановке, педагоги создают условия для погружения учащихся в эмоционально-историческую атмосферу предполагаемого номера. Разбираются основные моменты: национальная окраска, настроение, драматургия.
  • Дети самостоятельно, при деликатном сопровождении педагогов, добывают информацию об особенностях быта, праздников, культуры народностей, в том числе танцевальной. У каждого учащегося персональное задание, все задания разные.
  • Учащиеся презентуют добытую информацию, иллюстрируют, самостоятельно прорисовывают элементы костюмов, музыкальные инструменты данной народности, флаг республики, герб и т.д.
  • В процессе творческой лаборатории выявляются характерные особенности танцевальной культуры, причины этих особенностей.
  • Далее следует постановочная работа, основанная на предыдущих этапах, во время которой используются уже полученные знания о характере, манере исполнения танцевального материала. Лексику, текст танца, конечно, на данном этапе преподносит педагог, но усвоение материала происходит более качественно, позитивно благодаря мощному погружению учащихся в предмет.

        Благодаря такому педагогическому приёму был создан репертуарный номер – «Тувинский танец». Результат превзошёл все ожидания: постановка является высокохудожественной, что подтверждается концертными и конкурсными выступлениями. Не один раз «Тувинский танец» становился лауреатом 1 степени  и обладателем Гран-при международных, всероссийских и городских конкурсов. Но главным достижением является удовлетворенность детьми своей работой, проявлением социальной активности в творческом процессе каждым ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 169 с.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское пед. Агенство, 1995. - 184 с.
  4. Замятин Е.И. Психология творчества. Художественное творчество и психология. Сборник. — М., 1991. – 245 с.
  5. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. Практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240.с.
  6. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.
  7. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия и практика. - М.: Педагогика, 1994. – 356 с.
  8. Петрова В. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. – 128 с.
  9. Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 232 с.
  10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. — Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005 г. – 496 с.